Выставка «Художники, наивно увидевшие окружающую их жизнь»
«Наивное искусство, самодеятельность, аутсайдеры»
Наивное искусство - термин, пришедший из французской художественной критики конца 19 - начала 20 века , которым обозначают довольно широкий круг произведений, созданных вне профессиональных школ и обладающих определенными художественными особенностями. Интерес к наивному искусству впервые появился в начале 20 столетия и был одной из граней увлечения примитивом - как называли тогда этническую скульптуру народов Африки и Океании, скифских каменных баб, русский лубок. В тот же исторический период профессиональные художники (например В. Кандинский) коллекционировали детский рисунок, произведения душевнобольных.
Возможность прилагать термин примитив к наивному искусству обусловлена тем, что наивный художник, как и человек архаики, или ребенок использует в своем творчестве первоэлементы художественных форм, примитивные способы изображения.
Именно они и составляют те особенности, по которым произведение можно отнести к разряду наивных: это простейшие приемы изображения, плоскостность, отсутствие перспективы, сходство с детским рисунком в изображении фигур и предметов, часто детальный подробный рассказ в сюжете, яркие цвета. Но примитивом мы часто называем не только использование в творчестве первоэлементов художественных форм, но и особый склад мышления, в котором сохраняются черты мифологического сознания, особая картина мира, отличная от той, что строится на основе современного научного знания.
Художники авангарда стремились в собственном художественном «деланьи» уподобиться мастерам примитива, чтобы обрести первозданную силу самовыражения, опрокинуть академическую систему живописи, которой они себя противопоставляли. Поэтому понятие примитив тесно переплетается с историей авангарда начала 20 века, в которой фигурирует термин неопримитивизм. При Советской власти примитив был под запретом вместе с авангардом.
Опирающееся, как и народная картинка, на культурные архетипы, наивное искусство исполнено мудрости и несет в себе глубинные смыслы человеческого существования. В наивном искусстве привлекает повышенная эмоциональность восприятия мира, острая наблюдательность, юмор, порой ему присущи интонации патетики и поучительности. Наивный художник склонен противопоставлять тот идиллический, иногда «исправленный» мир, который он создает в своих произведениях - миру реальному. Часто исследователи определяют содержание наивного искусства как создание образов «потерянного рая». Авангард начала 20 века также шел по пути конструирования новой предметности, а не подражания реальности, поэтому внехудожественный опыт примитива был для него важен, отвечал потребности в обновлении источников вдохновения.
Наивные художники — люди не от мира сего, как правило, чудаковатые, часто не имеющие не только художественного, но и вообще какого-либо образования.
Эти художники наивны в том, как они позиционируют себя по отношению к окружающему миру: одни полагают себя гениями, другие простыми ремесленниками, но мало кто из них был в состоянии адекватно вписаться в современную художественную жизнь. Художник, прошедший профессиональную школу, творит по установленным его эпохой законам и правилам, сознательно определяя свои цели как именно художественные.
Ксения Георгиевна Богемская
08.11.2012 - 08.12.2012
Москва, ул. Сретенка, 19 /Театр «Школа драматического искусства»/
Ирина Аликина, арт-директор МОК