Ржанников М.А. родился в крестьянской семье в селе Билимбай на Урале. С 13 лет пошел работать, закончил техникум в Свердловске и был распределен на работу на Трубный завод в Липецке, где и работал до выхода на пенсию. К живописи обратился в середине 1970-х. гг. на спор с женой нарисовал на простыне акварельными красками пейзаж. Впоследствии занимался в Липецком клубе самодеятельных художников, овладел основами живописной техники. Начал выставляться с областной выставки 1980-1981 гг.
Большинство произведений Ржан-никова посвящено природе на берегах реки Чусовой – местам его детства и портретам близких и родственников.
Эти портреты он каждый год, отправляясь в отпуск на Урал, отвозил в по-дарок родным, осуществляя тем самым связь с унылым городом, где жили своей родиной. Ржанников также мастер натюрмортов, в которых воплощается его представление о полноте жизни. Многие плоды, которые он изображал, были выращены на собственном огороде. Интересны охотничьи сцены, написанные по воспоминаниям или по рассказам, слышанным в детстве и два варианта композиции «Торжество ветерана» (1994, 1998). Так же как и более ранние портреты Ленина и Сталина, эта картина выражает политическое кредо художника, верного устоям советской идеологии. Стиль советского парадного портрета усвоен им и в автопортретах и в изображении родственников, вплоть до маленькой внучки. Иногда, нечаянно Ржанников создает образ своего времени, как, например, в картине «С сенокоса и охоты» (1991), где по улице с кособокими деревенскими домами идут три отнюдь не идеализированных колхозника с косами наперевес (утроенный образ смерти с косой возникает у искушенного зрителя). Их сопровождает желтый пес с недобрым оскалом. А на первом плане, посреди улицы, как это часто бывает в деревнях, огороженный штакетником памятник погибшим в войну, от которого видна только клумба с высаженными в виде красной звезды на желтом фоне цветочками и лавочкой.
Ржанников пишет кричаще яркими красками, рисунок фигур и перспектива носят у него характерные черты примитива. В его работах, даже в букетах цветов, всегда присутствует оттенок жесткости, чтобы не сказать жестокости. Даже туристы с палатками или обнаженный до пояса садовод в собственном белым цветом охваченном саду выглядят у Ржанникова мрачными персонажами жизненной драмы. При этом в жизни он выглядел человеком жизнерадостным, любознательным и не унывающим. Участвовал во многих областных и республиканских выставках.
Музеем Традиции был издан справочник-альбом - "Художники, наивно увидевшие мир. 3 тома"