А. Турчин о П. Леонове

Биография Леонова

Павел Петрович Леонов родился 20 декабря 1920-го года под Орлом, недалеко от границы с Украиной. И украинские мотивы, такие, как характер костюмов и тип домов, можно обнаружить в его живописи.

Жизнь Леонова в его пересказе - это история постоянной борьбы за справедливость.

Первое событие, с которого Леонов начинает рассказ о своей жизни, - конфликт с отцом, который стремился ограничить его свободу и не позволял получить паспорт. Ему удаётся вырваться из деревни, но столкновения с властью не проходят даром. Уже в конце тридцатых он оказывается в заключении за мелкий конфликт с армейским офицером.

Из этого периода жизни наибольший след в его творчестве оставила колония в городе Поти, Грузия, с не раз изображённым художником столярным цехом, где Леонов работал в 1942 году. Возможно, там он вдохнул воздух Пиросмани. Когда его выпускают на свободу, Леонов стремится в армию, но он хочет не просто воевать за родину, но занимать командные посты, поэтому вплоть до 1945 года он учится на командира отделения. На фронт попадает только в марте 1 945 года в Венгрии. Его рассказ о времени, проведённом в армии, так же весь строится не как история ратных подвигов, а как отчёт о мытарствах и несправедливостях, которым он подвергался со стороны вышестоящих офицеров и даже своих подчинённых. После войны Леонов снова в колонии. В 1955 году он оказывается на Камчатке уже свободным. Там он пишет свою первую картину маслом.

Рисовать Павел Петрович любил с детства. Он даже тренировался по самоучителю. Во время войны он в основном писал портреты товарищей. Никаких произведений этого времени не сохранилось. Он рассказывает, что уже в 1955 году он начал переписываться с школой заочного обучения художников (ЗНУИ), которая находилась в Москве. Ему казалось необходимым получить справку о том, что он является художником, чтобы иметь возможность работать по призванию. Основной период контактов с ЗНУИ приходится на конец 60-70-х годов. В школе его учителем становится Рогинский. Рогинский, крупный художник-шестидесятник, совсем не был известен Леонову как живописец. Леонов уверен, что Рогинский сам живописью не занимался.

В это время Леонов пробует свои силы в акварели, и формат его работ ещё не велик. Однако его личный стиль уже сложился.

В 1968 году Леонов знакомится со своей будущей женой Зиной. Зина-спортсменка на коне - любимый сюжет леоновской живописи, однако он никогда не видел её такой молодой и такой спортивной. Это - ещё одна проекция идеального на мир действительного. Всегда подвергавшийся гонению в обществе, Леонов даже теперь не вызывает уважения односельчан, которые не верят ни единому его слову и просто смеются над ним.

С 1975 года Леонов постоянно живёт в деревне. В 80-е он почти не занимается живописью. Новый период творчества - с начала 90-х. При этом живопись его постепенно меняется. Наступает пора "позднего стиля". Леонов переходит от мелких и дробных композиций к крупным лапидарным формам. Портреты в рост и купальщицы становятся поистине монументальными.

Леонов всегда чувствовал, что ему "не хватало места", и в течение жизни переходил ко всё большим и большим форматам. Кажется, он хочет объять своими картинами весь мир, и таким образом установить тождество между сказкой и реальностью.

А. Турчин