Виталий Одинцов о художнике Никите Позднякове
Явление необычайно тревожное и притягательное одновременно. Притягательность же эта заключается в том, что молодой художник Никита Поздняков создает фантастичный и наполненный мрачной атмосферой мир, который завораживает. Этот мир убедителен и обнаруживает с трехмерной реальностью немало общих черт. Это, как если бы к вам в гости на огонек пожаловала делегация из загробного мира, состоящая из сонмища призраков, бродячих собак, мертвых поэтов, давно ушедших людей, которые по непонятной причине возникли из небытия, и комната вдруг наполнилась бы странными звуками, сухим ворчанием, шепотом, бормочущим чтением обрывков стихов и тихих сельских напевов. После такого вторжения восприятие реальности может подвергнуться серьезному переосмыслению. Материалисты-скептики не смогут вынести и принять увиденное. Других же может спугнуть столь откровенное вторжение потусторонних сил.
Никита Поздняков обладает несомненным живописным, колористическим дарованием, которое сочетается с узнаваемым авторским почерком и индивидуальным стилем, а его работы, выполненные на стыке живописи и графики, отличает интертекстуальность, смысловая многозначность и широкая ассоциативность образов. Используя примитивный, «наивный» язык своего письма, напоминающий творчество художников-аутсайдеров (Art Brut), художник бытописует жизнь русской деревни и более того, русской провинции, пришедшей в упадок и находящейся на грани вымирания. Это один из тематических пластов, имеющий острый социальный подтекст, ярко выраженный в творчестве омского художника. Но, эти работы несут в себе еще и отражение, проекцию современного мира - мира, переживающего религиозный, духовный кризис. Работы Н.Позднякова, подобно осеннему увяданию, полны грустных размышлений и скорбных тревожных звучаний. Это не значит, что они лишены обаяния, нет, напротив, здесь есть и поэзия, и красота, и любование пейзажами, но, во всем этом есть и высокая взволнованность, экспрессия образов и даже трагизм…
Художник пишет о своем творчестве: "Я увидел картины Дамира Муратова и так начал рисовать. Я не концептуалист, по сути, я мыслю образами. Допустим, сначала я придумал концепцию и из неё сделал картину. Но образ упал мне сверху. Я даже иногда не подозреваю, о чём картина, я её просто пишу. Мне образ рухнул, и вот он у меня сидит и елозит, как заноза. И пока ты его не воплотишь, не пройдёт. Я стараюсь писать о том, что хорошо знаю, о том, что вижу вокруг себя. Тогда получается правдиво. Ведь фальшь в искусстве чувствуется, возможно, сильнее, чем где-либо. А что нас окружает с детства? Что мы видим вокруг и впитываем? Серость, пьянство, людскую боль. И над этим всем возвышаются золоченые купола и вышки с автоматчиками. Для меня важно, чтобы художник выразил себя. Если в работе видна техника, и ничего больше не испытываешь, глядя на нее, то для меня это не искусство. Но если смотришь, и что-то задевает, какое-то даже подсознательное чувство возникает, для меня это и есть искусство. Для меня важна искренность. Настоящее искусство, оно всегда бесхитростно и честно"...
Виталий Одинцов