Коллекция Ольги Дьяконицыной

Каждая коллекция имеет свою историю. В начале 1980-х годов я, как искусствовед, занялась изучением феномена любительского творчества. В многочисленных экспедициях и командировках встречалась с авторами, знакомилась с их жизнью и творчеством. Первые работы в коллекции появились благодаря этим поездкам. Для меня эти артефакты были материалом для размышлений о самодеятельном творчестве. Постепенно стала выделять мастеров, обладающих самобытностью художественного языка, свободой в выборе сюжетов, образов. Они открыто и ясно говорили об окружающем мире, нравственных и духовных ценностях. Поражает образное мышление этих художников. Катя Медведева, например, говорит: «Самодеятельные художники - это полевые цветы. Кто за ними ухаживает? Но они же благоухают и радуют человека". Рисуя дешевыми красками на бумаге, фанере, картоне, холсте, художники создавали совершенный мир гармонии и красоты.

Многие из этих людей добились успехов в своей профессии, но жажда творчества стала их непреодолимым желанием. Мой интерес к творчеству наивных художников развивался одновременно с самим художественным процессом. Я начала писать о них, организовывать выставки, телепередачи, принимать участие как консультант в съемках документальных фильмов. В 1995 году по моей инициативе была открыта рубрика «Наивное искусство России» в журнале «Народное творчество».

Конец 1980-х и начало 1990-х годов были трудным временем для творческих людей. Появившийся «свободный рынок» диктовал свои правила жизни, и многие мастера не выдерживали этого давления. Необходимо было поддержать талантливых художников, особенно тех, кто жил в провинции. Так я стала покупать произведения самобытных авторов. Меня интересовали работы, в которых запечатлены жизнь, нравы, национальные обычаи и традиции России.

В 1990 году, благодаря поискам, я обнаружила в глухой деревне Ивановской области всеми забытого (а когда-то известного) художника Павла Петровича Леонова. И только благодаря нашему с ним общению Павел Петрович снова начал писать свои романтические картины-панорамы о лучшей жизни на земле. Мне очень дорога память об этом необычном человеке и уникальном художнике. Я рада, что в моей коллекции хранится много писем и произведений Павла Леонова.

В эти же годы в Москве на Арбате продавал свои картины Василий Васильевич Григорьев. Он был одним из тех народных мастеров «клеёночников», которые торговали своим товаром на рынках в начале и середине XX века. Мне посчастливилось познакомиться и подружиться с этим удивительным мастером. Он был гостеприимным, добродушным хозяином. Основательность, чувство собственного достоинства сквозили в каждом его движении. Подписывая в последние годы свои картины, Василий Васильевич как бы утверждал значимость своего жизненного и художественного опыта. В 1994 году на международной конференции в Братиславе, которая проходила в рамках Триеннале наивного искусства - «ИНСИТА-94», я впервые представила творчество Василия Григорьева. Все участники этого форума отметили стилистическую самобытность произведений российского художника.

В 2005 году я познакомилась с другой семьёй художников, которые удивили меня своей открытостью и искренней любовью к людям. Старшая в семье - Александра Ивановна Рыжова - героическая женщина. Она участница Великой Отечественной войны, всю жизнь работала «не покладая рук», а в 75 лет, под влиянием дочери (профессиональной художницы), взяла кисть и стала писать картины, Ее декоративная живопись подобна народным росписям. Здесь запечатлена жизнь провинциального города со своими идеалами и нравами. Художница дорожит традициями, считая их основой жизни. Другой член семьи - Виктор Никитович Лисицкий (муж дочери) - тоже незаурядный человек: заслуженный мастер спорта СССР по спортивной гимнастике, пятикратный призер Олимпийских игр, семикратный чемпион Европы, пятнадцатикратный чемпион Советского Союза. Завершив спортивную карьеру, в начале нового тысячелетия он стал писать картины. Не оглядываясь на правила и каноны изобразительного искусства, доверяя своему чувству прекрасного, Лисицкий смело отдался творчеству.

Можно долго рассказывать о художниках, произведения которых я храню и дружбой которых я дорожу. Собирание произведений наивного искусства имеет для меня профессиональный интерес. Я уверена, что избранный материал обладает непреходящей ценностью. Это не только художественные произведения, но и предметы духовного свойства.

Ольга Дьяконицына