Светлана Ивашкевич. Камнерез от Бога. Сергей Нечаев

В табеле о рангах российских камнерезов Сергей Нечаев занимает особое место: он не первый, но и не второй. Он − единственный в своем роде, со своим неповторимым почерком и взглядом на жизнь.

Его работы узнаваемы и спутать их невозможно ни с какими другими. Чем-то они напоминают иллюстрации для книг. И неудивительно − Сергей хотел поступать в московский полиграфический институт, но вот незадача: когда приехал поступать, оказалось, что с собой должны быть работы маслом, а они остались дома.

Так уроженец Тверской области оказался в Абрамцевском художественно-промышленном училище. Приехал на практику в Пермскую область, в село Красный Ясыл, на когда-то гремевший на весь Советский Союз комбинат «Уральский камнерез», да так и остался здесь на всю жизнь.

Женился на пригожей Соликамской девушке Татьяне, построил дом, вырастил сына и троих дочерей.

На «Уральском камнерезе» Сергей Нечаев отработал чуть ли не двадцать лет: «в серию» пустили множество его работ из камня и даже деревянное веретено − был тогда при комбинате столярный цех.

Но настоящая жизнь настала после 1998 года, когда Сергей Нечаев построил свою мастерскую недалеко от дома и стал свободным художником. За работами к нему едут со всех концов страны и коллекционеры, и бизнесмены, специализирующиеся на вип-подарках. Можно сказать, что своего рода очередь стоит к Сергею Нечаеву из Москвы, Казани, Екатеринбурга, Уфы, не говоря про Пермь, за его чудесными птицами, стрекозами, домовыми, рыбками, змейками, лосями!

В отличие от других камнерезов, у него дома своих работ нет: невозможно ничего оставить − тут же выпрашивают — «продай да продай». С одной стороны, хорошо: работает «не на склад», а с другой − когда делали в Перми в галерее «Марис-Арт» его персональную выставку, пришлось все работы брать из частных коллекций.

Сергей Нечаев − камнерез от Бога, все это говорят. А еще он человек хороший. Он, например, охоту совсем не признает, разве что грибную.

Я, − говорит, − однажды слышал, как заяц кричит − никогда не забуду. Как ребёнок маленький. Поэтому зверей он изучает по книжкам, прежде чем вырезать в камне.

Я − книжник, − это его слова.

Оттого и скульптуры у него получаются очень элегантные, похожие на литографии, но при этом живые.

Искусствоведы его роботы обожают: «Его образы ситуативно верны и выразительны», − пишут одни, «Работы Нечаева будят в нас натуралистов», − вторят другие. Пермские работники искусства очень убиваются, что нет сейчас у Пермской художественной галереи и краеведческого музея денег на закупку работ − поэтому все уходит в частные руки, а так хочется, чтобы работы Нечаева увидело как можно больше людей! Впрочем, в ПГХГ его ранние работы есть, того периода, когда он ещё на комбинате работал.

Времена сейчас для камнерезов тяжёлые. Но когда у них были легкие времена?

Главное, в Сергее Нечаеве есть преданность и верность своей профессии, а также скромность и доброта. Он живет в ладу с собой и миром. И это очень чувствуется в его работах, поэтому они так и востребованы.

Недавно к нему исследователь из Санкт-Петербурга, из фонда Фаберже, Валентин Скурлов приезжал специально, чтобы вручить орден Денисова-Уральского «за выдающиеся заслуги» в камнерезном искусстве. Очень хвалил его работы, звал участвовать в международных выставках, которые проходят в Питере. В выставках Сергей Нечаев участвует, в том числе международных, но неохотно − работать надо!

Светлана Ивашкевич