В. Грозин. Скромное обаяние па-де-граса
Мне не довелось быть лично знакомым с Василием Григорьевым, но что-то: то ли его фамилия, совпавшая с фамилией моей мамы, то ли впечатления детства - привлекли моё внимание к его живописи. Впервые взглянув на картины художника, я сразу вспомнил событие из моего послевоенного детства, промелькнувшее в маленьком сибирском городке. Недалеко от нашего дома находился дом культуры, перед которым среди кустов и деревьев располагалась танцплощадка. По вечерам в выходные дни оттуда лилась странная, несоветская музыка. Однажды, прильнув к решетке ограды, я увидел свою старшую сестру, танцевавшую необычный парный танец, с изящными шажками, приседаниями, медленным и быстрым кружением. Это было восхитительно! Позже я узнал название этого старинного бального танца, очень популярного после войны - «па-де-грас».
Именно эта музыка зазвучала во мне при взгляде на клеёнки и холсты художника и способствовала моему приобщению к его творчеству: проведение музейной персональной выставки и включение его работ в фестивальные выставки и каталоги. Последними событиями стали выпуск каталога и организация в Витебске выставки работ российских и белорусских художников, посвященных Марку Шагалу. И это лишь малая дань его творчеству, такому же нешумному, как и музыка па-де-граса.
Писавший первоначально свои картины на клеёнках, он, несомненно, понимал, что создаёт в них яркую, счастливую жизнь, приносит людям, покупающим его работы, духовное умиротворение, мечту о рае, которого не было и нет на этой грешной земле. Поэтому все картины художника отмечены яркостью солнечного света, синевой воды, зеленью трав и деревьев, белизной снега и, конечно, в них были и есть частицы его благородной души, помогавшей ему реализовать свой талант.
В картинах он изображал простые предметы крестьянского быта, но, следуя канонам иконописи, с помощью окон-клейм взламывал узкие рамки картин, делал их объёмными, наполненными воздухом, включая в них рассказы о другой, духовной, жизни обитателей тесной избы. Его пышные букеты завораживают обилием красок, радуют все чувства, заставляют зрителя почти реально видеть и осязать цветы с невидимой стороны, а пейзажи приглашают нас войти внутрь и стать частью этих чистых и прекрасных уголков России.
Не претендуя на обширный анализ творчества художника, вместе со зрителями юбилейной персональной выставки и читателями этого долгожданного альбома, я хотел бы здесь лишь воздать должное его таланту, к счастью, не покрытому пеленой забвения. Без ложной скромности назовём это вместе с Вами как «приношение Мастеру» на его 100-летний юбилей.
Я в залах выставки вместе станцуем па-де-грас с поклонами и замиранием перед каждой картиной, медленным поворотом с ожиданием чуда к следующему холсту или быстрым кружением от картины к картине под воображаемый аккомпанемент волшебной музыки старинного танца.
Надеюсь, что каждый, кто прочтёт эти строки, заметит, что при написании этой небольшой статьи мной ни разу не были использованы слова «наив», «примитив» и тому подобное. Причиной отказа от этих искусствоведческих ярлыков стало само творчество Василия Васильевича Григорьева - он был и есть Художник.
Владимир Грозин. Василий Григорьев. Альбом. Пермь, - 2014. с. 4-5