Ольга Дьяконицына об А. Белых

Наивным художникам удалось сегодня утвердить в общественном сознании уникальность своего творчества. Природный дар и страстное желание «творить красоту» воплощаются в доверительные произведения, раскрывающие надежды и мечты автора.

Основой истории наивного искусства являются не художественные школы или направления. Её пишут одиночки своей жизнью, мировоззрением, художественными находками и особенностями почерка. Эту историю можно сравнить с ночным звёздным небом. Оно приводит нас в восторг своей безбрежностью, где каждая звезда неповторима и драгоценна.

Российский художник Александр Александрович Белых -романтик и большой фантазёр в современном наивном искусстве. Его не сковывают ни народные, ни профессиональные традиции. У него свой смелый разговор с природой и преданиями старины.

Родился он 6 ноября 1940 года в селе Старая Курба Заиграевского района Бурятской АССР. Отец ушел на Великую Отечественную войну и в 1944 году погиб. Когда Александру было 9 лет, семья переехала в Иркутскую область, где его отчим работал в геологической партии. Здесь, в поселке Нижне-Илимск, мальчик закончил семилетнюю школу и в семнадцать лет, решив начать самостоятельную жизнь, уехал в Новосибирск.

Большой город встретил деревенского жителя неприветливо, но надо было учиться выживать. Александр пошёл работать на стройку, закончил вечернюю среднюю школу. Стремясь получить хорошую специальность, он закончил в 1970-е годы курсы радиомехаников и два года работал в радиомастерской, потом - курсы механиков по холодильным установкам, по окончании которых был принят на работу на крупное предприятие - Новосибирский молокозавод. Но постепенно размеренное однообразие городской жизни стало угнетать Александра Белых. Все чаще его начинают занимать думы и воспоминания о вольном детстве среди природы и сильных характером людей. И решение уехать из Новосибирска созрело само собой.

Он устроился на работу в геологическую партию: так начались его странствия по стране. Это был важный период в формировании будущего художника. Трудности закалили характер, определили жизненные ценности.

Случай столкнул его в эти годы с самодеятельным художником, который отдавал живописи всё свое свободное время. Такая страсть удивила Александра Белых, и он решил сам попробовать свои силы на этом поприще. Сначала это были копии с репродукций, но дело показалось очень увлекательным.

Узнав, что этому искусству можно учиться заочно, Александр Александрович Белых поступил в Заочный народный университет искусств в Москве. Три года он учился у педагога Николая Михайловича Ротанова и в 1990 году закончил отделение станковой живописи и графики.

Первая крупная выставка, в которой принял участие художник, проходила в 1990 году на ВДНХ СССР - «От наивного искусства до кича». Показанные там живописные работы Белых «Первая брачная ночь» и «Утро актрисы» открыли зрителю страстную, жизнелюбивую натуру художника с самобытным языком. Его идеал утверждался в своеобразном союзе мечты и реальности. В последующих произведениях мы обнаруживаем ту же искренность и чистоту чувств. Его увлекает жизнь животных - наших братьев меньших: портреты зверей и птиц динамичны, полны силы и достоинства. Более всего художника занимает тема охоты и в мире зверей, и в мире людей. Эти охотничьи сцены мастер трактует по-своему, в игровом, оптимистическом ключе. Гибель животных - неизбежная страница жизни, где есть всё. Некоторый драматизм этих сцен вызван насыщенным, иногда сумрачным колоритом. Это цвета ночи или начала дня («Смерть Дон Жуана», 1992; «Ревность», 1992).

Диапазон тем художника не ограничен личным опытом бытия. Он часто и охотно обращается к темам историческим, где факты истории преображены неожиданным поворотом. Большую роль в обращении художника к истории и значительным социальным темам сыграло его общение с московскими искусствоведами, музейщиками и галеристами. Они активно стали вводить произведения художника в современное поле искусства, помогали ему советами и поддерживали материально.

С конца 1990-х годов Александр Белых живет во Владимире. С этого времени он начал серьезно заниматься живописью. Прежде чем приступить к написанию исторического сюжета он знакомится с памятниками этого периода, историческими материалами и литературой. Он не только изучает, но и переживает эти события. Поэтому все его работы пронизаны живым чувством сопричастности к этим далёким временам и их важности в нравственной жизни последующих поколений.

В 1999 году Александр Белых на выставке, посвящённой 200-летию со дня рождения A.C. Пушкина, показал картину, где изобразил встречу на балу поэта и царя. Это не сюжет из светской жизни. Он строит её по законам монументального искусства, придаёт теме важное историческое значение. Изображён момент поворота судьбы поэта, момент напряжённого противостояния личности и власти. Художник намеренно укрупняет фигуры героев, вынося действие на первый план.

Начиная с 2005 года, желая формально усилить содержательную значимость темы, художник переходит к большим форматам картин и развёрнутому рассказу. В каждой зоне картинного пространства действия протекают параллельно и ярко характеризуют каждый эпизод. Этот композиционный приём напоминает восточную миниатюру.

Создавая живописный памятник истории, художник ведёт свою летопись событий в форме развёрнутых триптихов. Поражает разнообразие и живость рассказа в произведениях. Автором фиксируется каждый нюанс характера, детали костюмов и окружения.

Первой масштабной работой, посвящённой значительному событию в истории России, стал триптих «Ополчение Минина и Пожарского» (2005). Художник здесь делает подробную режиссёрскую разработку всей эпопеи. Он так выстраивает сюжетное повествование, что зритель сразу чувствует победный патриотический настрой в решимости народа защитить Отечество. В картине много говорящих деталей и смысловых жестов. Это создаёт некоторую пестроту и дробность. Художник, видимо, почувствовав это, объединил все изображения, поместив их на зелёный ковер цветущей земли.

В другом триптихе «Бог Абдал - покровитель и защитник животных» развёрнуто мистическое повествование о первоначальных этапах цивилизации. Здесь действуют боги, люди, животные, силы природы. Интересны сцены народных обычаев и священных действий, защищающих людей от сил зла. Как и в предыдущем триптихе покоряет общий оптимизм, вера в добрую гармонию жизни, в красоту и силу народного быта. Символический характер темы, связанной с религией зороастризма, художник смог наполнить родными, узнаваемыми реалиями народной культуры. Большую роль в триптихе играет водная стихия. Здесь в водоворот истории художник вместил все известные силы природы.

Интересна замысловатая по деталям, сразу интригующая зрителя панорама картины «Взятие Казани». В этой работе мастер органично использовал композиционный опыт иконописных клейм. Укрупнённые геральдические знаки Древней Руси в картине контрастно соседствуют с бурлящей толпой защитников кремля и врагов. Художник заявляет, что каждый имеет право быть действующим лицом истории. Живописные ретроспекции Александра Белых даны с учётом итогов истории, глазами благодарных потомков.

Любовь к народному быту, народному этикету нашли выход в лирической композиции «Выбор невесты князем». Давая в укрупнённом плане всё церемониальное действие, художник любуется красотой русской теремной архитектуры и отлаженностью быта. Таким образом, везде, в каждой детали чувствуется большая ответственность художника за достоверность в трактовке событий и памятников культуры.

Несмотря на условность изображения, живопись Белых привлекает своей особой открытостью сердца. Его герои не просто сильные, ловкие и умные люди. Они всегда защитники слабых и освободители народа. Им свойственна эмоциональная открытость, пафос переживаний.

Современная действительность меньше интересует Александра Белых в силу её суеты и незавершённости. Ему ближе фантазии о прошлой и будущей жизни.

Качество талантливого человека видеть частный факт во взаимосвязи со всем миром невольно придаёт монументальность всем композициям художника, что и было отмечено в решении жюри Московского международного фестиваля наивного искусства и творчества аутсайдеров «Фестнаив-2007», присудившего художнику Гран-при фестиваля «Хрустальный цветок».

Помимо занятий живописью Александр Александрович поёт в хоре, пишет стихи:

«...У любви законов нет –

Стар человек иль молод.

Вечный неразгаданный секрет

Для раздумий повод».

 

Ольга ДЬЯКОНИЦЫНА